Для Харьковского авиазавода необходимо снять мораторий на закупку российских комплектующих – Богуслаев

Президент АО “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев выступает за снятие на пять лет моратория на закупку российских комплектующих для возобновления производства самолетов на Харьковском государственном авиационном промышленном предприятии.

Об этом Богуслаев заявил на пресс-конференции в Харькове 29 ноября после подписания меморандума о возобновлении выпуска самолетов на ХГАПП, сообщил корреспондент Харків Times.

“Комплектацию нужно на сегодня на пять лет разрешить. Для этого нужно напрячь СБУ вашу областную и центральную и Совет безопасности. Более того, мы к президенту Украины обратились, чтобы сняли санкции с 23 предприятий в России – то есть даже  если сохранят нам комплектацию российскую, мы не сможем ее купить. Специально сделали так в єтих санкциях так при Порошенко, чтобы мы не могли покупать то, что нам надо. Как ведут себя наши друзья американцы? Прагматично. Они создали совместное предприятие в Самаре – там, где делается дюраль. И американцы покупают в России дюралюминий на фюзеляжи – российские авиационные заводы в очереди стоят… Boeing и Airbus покупают на 12 млрд долл а “Ависме” (Корпорация ВСМПО-Ависма (РФ), крупнейший в мире производитель титана и изделий из него, экспортирует продукцию в 50 стран мира, в Украине в отношении нее введены санкции –  Харків Times). Давайте воспитывать молодых руководителей в стране, что котлеты – с одной стороны, а мухи – с другой стороны. Надо договариваться о тех недоразумениях, которые у нас происходят в политике, но кормить народ. И обеспечить рабочие места. Это мы обязаны убедить руководство меньше писать глупых документов и больше разрешить работать нам”, – сказал Богуслаев

“Если мы сейчас прийдем на завод – где мы возьмем комплектацию на эти самолеты? Мы у себя за 10 лет на 40 типах двигателей поменяли всю российскую и советскую комплектацию и потратили 1 млрд долларов. И такой мир сегодня, что они (заказчики –  Харків Times) выбирают комплектацию. Одни хотят с одной комплектацией, другие – с другой. За пять лет мы вместе с АНТК “Антонов” заменим комплектацию на Ан-140 и на Ан-74″, – заявил Богуслаев.

Он отметил, что на обоих типах самолетов, выпускавшихся ХГАПП, устарели конструкции кабин – согласно современным требованиям, они должны быть цифровые, в то время как на этих самолетах еще используются стрелочные приборы.

Богуслаев сообщил, что в вертолетном производстве на “Мотор Сич” задействовано 39 украинских предприятий. “Мы сделали в Украине первый промышленный тепловизор – в Черкассах. Мы сделали три так называемые “стеклянные кабины”, цифровые. Раньше их не было вообще – кабины, которые стоят на Ан-148, Ан-158 – это еще наследие после Советского Союза, они – российско-украинские. Значит, нужно эту работу провести. Я шесть раз давал Мялице (Анатолий Мялица был генеральным директором ХГАПП с апреля 2008 по 2015 г. – Харків Times) самолет Ан-74, чтобы мы провели презентацию в Арабских Эмиратах, у Саудов. Они говорят: этому самолету нет цены, но замените кабину. Уже стрелочных приборов нет в мире. Причем, при замене аналоговой кабины на цифровую на 400 кг самолет становится легче. Параллельно с техперевооружением предприятия нужно зарабатывать деньги”, – сказал Богуслаев.

Богуслаев высоко оценил самолет Ан-140, который сегодня эксплуатирует авиакомпания предприятия. Он отметил также, что Ан-74 очень нужен на мировом рынке, в особенности всвязи с освоением многими странами Крайнего Севера. “Такого самолета с полезным грузом 10 тонн, который может взлетать и садиться на лыжах, нет в мире. В Харькове делается номенклатура самолетов очень востребованная, очень современная, но завод требует хозяина”, – сказал Богуслаев.

И.о. главы Харьковской облгосадминистрации Александр Скакун отметил, что среди экспертов нет единого мнения о необходимости закупки комплектующих в РФ. “Это очень сложный вопрос – вопрос к экспертам авиастроения. Нужно экспертам разобраться, возможно ли этот завод поднять с колен без комплектующих из РФ. Господин Богуслаев считает, что нужно на пять лет мораторий, потому что (иначе – Харків Times) это невозможно. Есть эксперты, которые говорят, что это возможно. Думаю, что может быть выстроена такая модель, когда будет самолет на комплектующих без покупки в РФ. Это, наверное, и политический вопрос”, – сказал Скакун.

В то же время, председатель Харьковского облсовета Татьяна Егорова-Луценко выступила против закупки комплектующих в РФ. “Моя позиция – необходимо сделать все для того, чтобы их не привлекать. У нас не недоразумение, у нас война”, – сказала она.

Как сообщал Харків Times, в Харькове 29 ноября состоялось подписание меморандума о возобновлении выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии в случае приватизации предприятия. От потенциальных инвесторов, планирующих участвовать в приватизационном конкурсе, документ подписали президент АО Мотор Сич Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов и генеральный директор ЧАО «Авиакомпания Константа» Михаил Пинкевич.

В течение 2012-2019 годов ХГАПП вообще не получало государственных заказов. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году.