В Харькове собираются возродить выпуск трамвайных вагонов из фанеры

Компания “Общество харьковских конно-железных дорог” намерена начать выпуск новых трамвайных вагонов из фанеры до конца текущего года.

Об этом  Харків Times сообщил представитель предприятия.

По его словам, за основу конструкции нового трамвая специалисты завода взяли вагон “Х”, созданный в 20-х годах прошлого века в условиях экономической разрухи.

“Технико-экономические показатели этого трамвая соответствовали реалиям, которые близки к сложившимся и в сегодняшней Украине. Городские власти неоднократно заявляли о высокой стоимости выпускающихся сегодня трамвайных вагонов. Это является реальной проблемой для города со все еще развитой сетью трамвайных маршрутов. Мы знаем о планах харьковского бизнесмена Александра Ярославского наладить выпуск трамваев, которые могли бы конкурировать с имеющимися сегодня на рынке машинами по цене. Однако мы предлагаем городу более радикальное решение, уже хорошо “обкатанное” на харьковских улицах и зарекомендовавшее себя с наилучшей стороны. По комфорту эти машины немногим уступают тем, которые ходят в Харькове, но лучше иметь такой фанерный трамвай, чем не иметь никакого”, – сказал он.

Конструкция трамваев максимально упрощена, в ней учтен опыт эксплуатации вагонов и их модернизации в послевоенное время, а также выпуска в Харькове в 1957 году собственных прицепных вагонов на базе выпускавшегося в Мытищах вагона “М”. Вагоны имели металлическую раму, деревянную крышу, максимально простую прямоугольную геометрию корпуса, были оборудованы деревянными сидениями и двумя дверями с пневматическим приводом.

В моторном вагоне предусмотрена кабина водителя, отделенная от салона фанерной перегородкой. Как и столетие назад, моторные вагоны будут оснащаться жесткой двухосной тележкой, двумя тяговыми двигателями (по одному на каждую ось), а также колодочным тормозом с пневматическим и ручным приводом. По словам представителя компании, в современной версии вагона будут использоваться электромоторы производства “Электротяжмаша”. “Мы слышали, что харьковские двигатели не хотят покупать украинские заводы из-за условий полной предоплаты, длительного срока производства и несколько большей цены по отношению к зарубежным аналогам. Но нас это не пугает – если уж харьковчане не будут их покупать – то кто же будет?”, – сказал он.

Прицепной вагон будет выполнен по аналогичной схеме, но не будет иметь кабину управления и электрооборудование, в его конструкции отсутствует тележка и применена буксовая подвеска осей.

Полная вместимость моторного вагона составляет 100 мест (из них 16 – сидячих), прицепного – 114 мест (из них 19 – сидячих).

Конструкция вагонов допускает создание из них трехвагонных поездов, что позволяет оптимизировать график перевозок на трамвайных маршрутах.

Предприятие также предполагает освоить выпуск на базе этих вагонов образцовых трамвайных поездов “Барин” по чертежам 1933 года. В вагонах этого поезда поперечная торцовая стенка между салоном и площадкой будет заменена аркой с никелированными стойками, салоны будут оборудованы мягкими диванами, зеркалами и часами, в окна вставлены зеркальные стекла, рабочее место водителя будет отделено от салона занавеской.

“Использование вагонов традиционной конструкции является достаточно распространенной практикой, в том числе и в Харькове – здесь до сих пор успешно эксплуатируются старенькие “Татры Т3”, которые харьковчане ласково называют “дрифткарами”. Кстати, трамваи типа “Х” ходили по харьковским улицам еще в 60-х. И нам в условиях кризиса будет полезно вспомнить наработки и опыт прошлых лет”, – отметил представитель завода.

Кроме того, компания намерена попытаться убедить харьковские власти восстановить хотя бы частично харьковскую конку. По словам собеседника издания, заинтересованность в инвестировании этого проекта выразил один из бельгийских венчурных фондов. “Бельгийцы уже имели опыт строительства конки в Харькове, но тогда все пошло не очень хорошо. Хотя ряд идей был бы вполне актуален и сегодня: например, на лето снимались боковые и задняя стенки вагонов, и в жару харьковчане с удовольствием пользовались таким “дачным” вариантом конки. Мы надеемся, что сейчас горожане смогут оценить по достоинству преимущества этого экологически чистого вида городского транспорта”, – сказал он. Инвесторы считают, что конка сможет вернуть харьковчанам маршрут по улице Пушкинской от площади Конституции до парка Горького, пущенный в декабре 1910 года и демонтированный несколько лет назад. “Сейчас по Пушкинской вообще не ходит общественный транспорт, а харьковская конка летом ходила с 7 утра до 11 вечера, а зимой – до 10. То есть, сегодня лошадки могли бы вполне успешно конкурировать с автобусными перевозчиками”, – сказал представитель компании.

Моторные вагоны серии “Х” были разработаны специалистами из Харькова. Вагоны типа “Х” и “М” (прицепные) производились с 1927 по 1941 год Мытищинским вагоностроительным заводом (Московская область, Россия), Главными трамвайными мастерскими имени Домбаля (впоследствии Завод электротранспорта имени Дзержинского, Киев), Николаевским судостроительным заводом, Усть-Катавским вагоностроительным заводом (Челябинская область). В начале 30-х годов их выпуск составил до 2 тыс. вагонов в год, в 1937 году вагоны этих типов составляли около 80% всего трамвайного парка СССР. Эксплуатация этих трамваев на маршрутах продолжалась до конца 60-х годов, после чего ряд вагонов использовались как служебные.

Как сообщал Харків Times, редакция рекомендует читателям не забывать, что сегодня – 1 апреля. Впрочем, в любой шутке есть доля шутки…